Структурированная и последовательная теория Гештальт-терапии
В третьей лекции описывается общие механизмы взаимодействия организм/среда, разбирается понятие «организмического равновесия» и потребность в сохранении этого равновесия как движущая сила мотивации и поведения человека.
Основные темы:
1.Ответ организма на окружающую среду:
Понятие «среда» в гештальт-терапии: объекты материального мира, культура и другие люди. Что такое коллективная реальность? Цивилизация как система взаимных притязаний и требований.
Первая описательная модель цикла взаимодействия между организмом и средой. Как аспекты мышления, восприятия и телесный аспект учавствуют в этом цикле.
Процесс удовлетворения потребностей как основной способ анализа терапевтического процесса. Как он позднее преобразился в «цикл контакта».
2.Защита:
Защита и агрессия как ключевые понятия в описании взаимодействия с окружающей реальностью.
В чем разница между защитой и агрессией. Чем защита разрушительна и почему агрессия необходима для здорового взаимодействия с окружающими.
Классификация механизмов защиты: механическая и динамическая. Избирательная слепота и глухота как механизм защиты,особоевниманиекизбеганиюреальности в гештальт-подходе.
Почему организм живет «центробежно активно» и что это значит. Как он использует защитные реакции, чтобы избежать уязвимости и разгрузить сознание.
Влияние В. Райка и его работ о «мышечном панцире» на Перлза и как мы используем его идеи в современной практике.
3.Фактор оценки:
Как фактор оценки играет важную роль в восприятии и поведении человека.
Принцип дифференциации: оценки присваиваются предметам и явлениям в зависимости от контекста и интересов индивида. Разница между качественным описанием и оценками хорошее/плохое.
Развитие мышления в значениях «хорошего» и «плохого» с раннего детства. Восприятие грудным младенецем матери как объекта, связанного с удовлетворением и фрустрацией.
4.Фрустрация:
Понятие фрустрации и ее ключевая роль в развитии и поведении.
Как временная фрустрация способствует развитию памяти и поведенческих схем и почему предотвращение фрустрации не всегда ведет к счастью и удовлетворенности.
Способность выдерживать фрустрацию как важный аспект для адаптации к реальности и формирования поведенческих навыков.
Как чрезмерная длительная фрустрация может приводит к травматизации и диструктивным поведенческим схемам.
5.Разграничение этики и амбивалентности:
Возникновение амбивалентности, возможность одновременного восприятия хороших и плохих качеств объекта.
Практика признания и механизмы интеграции противоречивых переживаний в гештальт-подходе.
Этика – как оценки «хорошее» и «плохое» приобретают стандарты поведения, утрачивая личный характер.
Этика как механизм ограничения и невротизации, так и важный аспект для выживания и адаптации в обществе.
Заключение:
Эта лекция раскрывает важные аспекты реакции организма на окружающую среду и внутренних стимулов. А также описывает, как механизмы защиты и оценки влияют на поведение и восприятие человека.
Понимание этих процессов помогает терапевтам более эффективно работать с клиентами, помогая им сохранять и поддерживать личное равновесие организм/среда.