В рамках работы в ПЦ «Перекресток» мне приходилось проводить тренинги для школьных учителей по особенностям подросткового возраста. Мои объяснения психологических особенностей подросткового возраста выглядели приблизительно так: представьте, что Вас внезапно повысили по службе и назначили на должность директора школы.
Это повышение в должности не было для Вас ожидаемым событием.
Это произошло именно внезапно. И теперь все ваши слова, поступки и действия имеют гораздо более серьезные последствия, чем вы привыкли. Более того, Вас никто не познакомил с должностной инструкцией и не передал Вам дела от предыдущего директора, а Вам, тем не менее, необходимо соответствовать ожидания окружающих вас людей.
Вы должны исполнять обязанности директора школы, представления о которых у вас пока довольно смутные, опыта нет никакого, а отказаться Вы не имеете права.
Такая ситуация сопровождается невероятным уровнем эмоционального напряжения. Скорее всего в будущем вы научитесь со всем этим справляться без особого труда. Но пока вы будете приспосабливаться к новым условиям и жить в этом напряжении, вы успеете «покусать» всех вокруг, кто «подвернется вам под руку».
В такой же ситуации оказывается и подросток, когда на него вдруг сваливаются новые правила и ответственность, с которыми он пока не знает, как обходиться.
Социум же требует, чтобы он соответствовал этим правилам и успешно исполнял свои обязанности. Кому-то удается легко и в короткий срок приспособиться к новым требованиям, а кому-то это дается тяжелее.