Эти противоположные характеристики часто становятся участниками рабочих диалогов между двумя частями раздробленной пары, феноменологически присутствующих в поведении (6). Диалоги между частями, которые еще не названы я, гештальт-терапия рассматривает как представление о внутренней борьбе человека. Этот конфликт разворачивается между непримиримыми «существами», разместившимися внутри человека.
По представлениям И. Полстера, «терапия ищет такие взаимно отторгающие друг друга существа с помощью диалога, чтобы восстановить гармонию между ними». «Когда человеку трудно собрать себя воедино, гештальт-терапия помогает ему упростить путь к себе. Она делает это с помощью прямой идентификации и активизации отверженных аспектов человека» (6).
Это восстанавливает для жизни существующие в человеке полярности и одна часть личности, которая оказывается отвержена другой частью, может вступить с ней в диалог. А когда два разъединенных я-элемента участвуют в диалоге, возникает другая сущность, где представлены оба эти я-элемента. Такой союз не является победой одной стороны, это «новая композиция, составленная из них» (6).
Теорию я-элементов И.Полстер рассматривает как новую реальность которая, служит лучшему пониманию человека. В его понимании я «принадлежит к психологическим событиям, в которых заложена тенденция осветить и оживить реальность, а не заменить ее» (5), Self -«конфигуративный» подвижный процесс, создающий много различных я-элементов, кроме того я-элемент может существовать вне актуального осознавания, предоставляя только намеки на свое присутствие.