Эволюция представлений о «Self» в гештальт-терапии
Ге­штальт-те­ра­пия – од­но из на­прав­ле­ний прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии, оформ­лен­ное в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую шко­лу бла­го­да­ря тео­ре­ти­че­ским и прак­ти­че­ским раз­ра­бот­кам Ф. Пер­лза и П. Гуд­ма­на. Но­ва­тор­ские идеи Ф.Пер­лза воз­ник­ли как ре­зуль­тат пе­ре­смот­ра клас­си­че­ской пси­хо­ана­ли­ти­че­ской тра­ди­ции З. Фрей­да сквозь приз­му пред­став­ле­ния о че­ло­ве­ке как це­лост­ном ор­га­низ­ме по­сто­ян­но стре­мя­щем­ся к вос­ста­нов­ле­нию ба­лан­са как внут­рен­не­го, так и «внеш­не­го», т.е. ба­лан­са меж­ду ин­ди­ви­ду­у­мом (ор­га­низ­мом) и сре­дой.

Ге­штальт-те­ра­пия как пси­хо­ло­ги­че­ская прак­ти­ка при­шла в Рос­сию два­дцать лет то­му на­зад уси­ли­я­ми груп­пы вы­пуск­ни­ков фа­куль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ. За два­дцать лет это на­прав­ле­ние прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на тер­ри­то­рии Рос­сии и стран СНГ. Кон­цеп­цию «Self», пер­во­на­чаль­но раз­ра­бо­тан­ную Ф. Пер­лзом мож­но рас­смат­ри­вать как мо­де­ли­ру­ю­щее по­ня­тие (пред­став­ле­ние) ге­штальт-те­ра­пии (11).

1. Пред­по­сыл­ки воз­ник­но­ве­ния тео­рии "Self" в ге­штальт-те­ра­пии
Предпосылками концепции «Self» в гештальт-терапии являются идеи, которые Ф.Перлз описал в своей книге «Эго, голод и агрессия» (4). Они представляют собой пересмотр классической психоаналитической традиции З. Фрейда сквозь призму идей холизма Смутса, представлений о фигуре/фоне в гештальт-психологии и теории поля Курта-Левина. Эти положения можно объединить в общую концепцию; сутью которой является представления о человеке как целостном организме постоянно стремящемся к восстановлению баланса как внутреннего, так и «внешнего», т.е. баланса между индивидуумом (организмом) и средой.
Эта концепция Ф.Перлза получила название «Ментальный метаболизм». В основе представлений о человеке в этой концепции лежит принцип холизма, который берёт своё начало в работах Смутса. Однако предметом анализа Ф. Перлз делает не представления о материи, жизни и сознании, как это делал Смутс, а представления о душе, теле и сознании на которые психология искусственно расщепляла человека.
В своей концепции ментального метаболизма Ф.Перлз взял из биологии представления об обмене веществ у живых организмов и перенёс эти представления на анализ психической жизни индивидуума. Это возможно, если рассматривать психику как функцию живого организма, которая возникает у него в процессе развития для реализации его потребностей. Однако не все потребности могут стать стартовыми для развития психики человека.

Для того что бы появилась психика как инструмент контролирующий взаимодействие с окружающей средой для удовлетворения организмом своих потребностей нужно что бы эта потребность могла быть фрустрированной.
Потребность в кислороде, например, не может стать решающей в формировании психики, т.к. слишком витальная, и ее фрустрация опасна для жизни. Для собственного развития организм должен получить из внешней среды питательные вещества. Обычно эти вещества невозможно получить напрямую, т.к. они входят в состав разнообразных объектов окружения.

Поэтому для получения необходимых веществ организм обязан выстроить сложную поведенческую цепочку, состоящую из нескольких этапов:
1
Первый этап состоит в поиске во внешней среде объекта, содержащего необходимые вещества.
2
Второй этап состоит в разрушении и измельчении этого объекта. Суть процесса измельчения пищи состоит в увеличении контактной поверхности, что приводит к возможности получения большего количества разнообразных веществ.
3
Третий и завершительный этап представляет собой процесс удаления из организма ненужных остатков образовавшихся в процессе ассимиляции.
Таким образом, Ф.Перлз метафорично переносит данную схему на анализ психической жизни выдвигая идею о том, для развития своей психики человек так же получает и окружения необходимые «вещества». Позднее пищевые метафоры и биологические термины пищеварительного процесса будут ещё не раз использованы как самим Ф.Перлзом, так и у его последователями.
Как пример холистического анализа поведения человека через пищевой инстинкт, Ф. Перлз описал ситуацию с ощущением жажды. Допустим, некий отдельно взятый человек совершает прогулку в жаркий летний день. Потея от жары, он теряет большое количество влаги. Допустим, мы обозначим оптимальное количество жидкости, требуемое для баланса организма как «X», тогда количество потерянной влаги мы обозначим как «Y».

Когда в организме человека останется X-Y воды, то в теле X-Y будет существовать как дефицит влаги или обезвоживание, а в душе возникать как ощущение жажды. Тем временем в сознании у человека будут возникать образы стакана воды, бутылки сока или питьевого фонтана, представляющие собой X который есть не что иное как протест против дисбаланса –X. Таким образом, любой дисбаланс в организме вызванный каким-нибудь событием, неминуемо вызывает в организме тенденцию к обратному достижению баланса.

Как пишет Ф. Перлз, в зависимости от того какую интенсивность приобретает данная тенденция её можно назвать стремлением, желанием, потребностью, необходимостью или страстью. Так же если эффективная реализация этой тенденции повторяется из раза в раз её можно назвать привычкой.

Второй отправной точкой концепции Ф.Перлза является утверждение, что ни один организм не может существовать изолированно и самодостаточно, так как он нуждается в окружающей среде для удовлетворения своих потребностей. Если организм не может существовать сам по себе вне окружающего его мира то, следовательно, и рассматривать его изолированно от окружения будет не объективно и искусственно.
Рассматривая взаимоотношения между организмом и средой, Ф. Перлз писал, что организм, являясь частью окружающего мира, может одновременно ощущать мир как нечто отдельное от своего существа и такое же реальное как он сам.

Так же в своей первой работе он описал примерный цикл взаимодействия межу организмом и средой.
1
Организм находится в состоянии покоя, пока не появляется раздражающий фактор. Этот раздражающий фактор может оказаться внешним, т.е. неким вмешательством извне, которое будет либо предъявлять нам определённые требования, либо вынуждать нас обороняться, а может оказаться и внутренним, т.е. набравшим достаточно возбуждения к стремлению удовлетворить свою потребность.
2
После появления раздражителя происходит создание образа или вычленение подходящего объекта из окружения по принципу фигуры/фона.
3
После выделения фигуры из фона происходит ответ на актуально сложившуюся ситуацию, нацеленный на снижение создавшегося напряжения. Он представляет собой достижение удовлетворения при исполнении представленных в ситуации требований для возращения равновесия как внутри организма, так и равновесия в отношениях организм/среда.

Достижение гармонии с внешним миром Ф.Перлз называет в своей концепции «приспособлением».

2. Теория «Self". Функции "Self".
Понятие Self в гештальт-терапию ввел теоретик Пол Гудмен . Понятие Self в гештальт-терапии отличается как от понятия Self в классическом психоанализе, так и от тех представлений которые в развивали Винникотт, Кохут и др. В работе Ф.Перлза и П.Гудмана «Теория гештальт-терапии» (5) понятие Self описывается следующим образом :
«Self — это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, наподобие «Я», или «Ego». Self — это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под self понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций» (4).
Достижение гармонии с внешним миром Ф.Перлз называет в своей концепции «приспособлением».
«Self в гештальттерапии не рассматривается как фиксированная, стабильная целостность. Это не личность, например, которая относительно стабильна, а совокупность функций, необходимых для осуществления творческого приспособления» (8).
По представлениям Ж.М. Робина Self - это «последовательность построения разрушения гештальтов или цикл контакта». Такой способ описания в позволяет рассматривать его в динамическом проявлении, но возможно также и структурное описание Self , через отдельные модальности функционирования Self. Эти модальности существуют всего лишь как абстракции и разделяются только в практических и дидактических целях и для анализа практики.
Чтобы познакомиться с понятием Self в гештальт-подходе, следует внимательно рассмотреть три его функции, или, образно говоря, «режима» функционирования, которые обеспечивают процесс творческого приспособления: функцию «id», функцию «ego», функцию «personality».
1
Функция «id» касается жизненно важных потребностей и связана с внутренними импульсами и, в особенности, с их телесным проявлением. Именно «id»-функция сигнализирует о голоде, жажде, возбуждении или подавленности, «id»-функция проявляется в автоматических действиях, таких как дыхание, например.

Нарушения функции «id» согласно П.Гудману (5), ведут к психозу. В этом случае у субъекта нарушены чувствительность как перцептивным, так и проприоцептивным возбуждениям. Он не может адекватно реагировать на запросы внешнего мира и свои собственные потребности. Субъект оказывается оторванным от реальности и приспособление организма к окружающей среде оказывается невозможным.

Ж.М. Робин описывает функцию «id» как связанную с проявлением потребностей, желаний, импульсов, аппетитов и неоконченных ситуаций. Это функция, которая ежеминутно проявляется в теле через ощущения. В модусе «id» нет ответственности за то, что происходит с индивидом, есть только сигналы о том, что это происходит (голод, жажда, возбуждение и т.д.)
2
Функция «personality» — это представления субъекта о себе, его образ себя. Функция «personality» определяет каким образом интегрируется опыт, полученный субъектом, как усваивается то, что происходит с ним в жизни. Функция «personality» дает ответ на вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Что это для меня значит?».

Функция «personality» оказывается достаточно стабильной т.к. в ней записаны индивидуальная история, прожитый опыт. Это то, что индивид знает о себе, то, что он о себе думает. Это, однако, не значит, что он такой и есть. Это только то, что он думает о своей сущности, то как ему представлен его опыт. Эта функции фиксирует опыт в словесном выражении. (Робин)
3
Развивая теоретические представления о функциях «id» и «personality» Ж.М. Робин пишет: «Обе эти функции одновременно или по отдельности будут вступать в контакт с окружающим миром через функцию «ego», которая будет совершать идентификации и отвержения. Эти выборы будут выражать, экстериоризировать, приводить в действие функцию «personality» или функцию «id».

Если, например, через функцию «id» я определяю какую-то необходимость, через функцию «ego» я буду входить в контакт с окружающим миром, делать выбор, говоря: Это меня интересует, это меня не интересует.» (8)
Функция «ego» - это функция активного выбора. Благодаря функции «ego» субъекта с полной ответственностью за свои действия ограничивает или расширяет контакт с окружающей средой, исходя из осознания своих потребностей и желаний.
Возможные нарушения этой функции выражаются, по словам П. Гудмана (6), в различных «видах потери функции ego». Это ситуация, когда субъект испытывает затруднения в выборе адекватного способа поведения, несмотря на то, что функция «id» продолжает перерабатывать информацию от окружающего мира и сигнализировать индивиду о его внутренних потребностях, ответ «ego» оказывается неудовлетворительным: творческое приспособление в поведении не согласуется со значимой потребностью. Эта потребность оказывается нереализованной.
Таким образом, с точки зрения П. Гудмана, невроз выглядит совокупностью «устарелых или анахроничных реакций». Эти «застывшие» реакции могут быть рассмотрены как «структура характера», способствующая воспроизведению моделей поведения, усвоенные раньше, в другом месте и по другому поводу.
Разрабатывая представления «self» Ж.М. Робин (8) пишет о возможности нарушения функции «id» и функции «personality». Если функция «personality» окажется нарушена, то функция «ego» будет потеряна. Потеря функции «ego» означает, что человек делает что-то похожее на выбор, но в реальности его действия выбором не являются, т.к. он не может поступать другим образом.

Человек потеряет свою свободу, потому что не может принять во внимание свою историю, все что он о себе знает. Поведение выглядит так, как будто прошлый опыт заполняет настоящее и ответ оказывается устаревшим и поэтому неправильно адресованным. Восстановление утраченной функции «ego», является, с точки зрения гештальт-подхода, одной из терапевтических задач (7).
3. Взгляд Ирвина полстера на теорию "Self"
Ирвин Полстер в своей книге «Обитаемый человек» (6) предложил довольно необычную модель описания Self для гештальт-терапии. Сам И. Полстер свои теоретические разработки рассматривает как развитие идей Ф.Перлза о полярных качествах, таких как собака снизу и собака сверху и, описанной им, квазисущности, выходящей за пределы «оживляемых» с помощью техники «пустого стула» аспектов сновидений и личных утверждений.
Автор предоставил нам совершенно новый способ классификации Self. А именно — пояснил, что Self может не просто содержать в функции «personality» представления человека о себе, но и принимать форму целостных систем поведения и реагирования на окружающую действительность.

Таких квазисущностей человека, которые Он обозвал просто - «Я». Для удобства, в рамках данной статьи, чтобы не возникало путаницы, я буду называть их «я» - элементы. На описании свойств этих систем я и остановлюсь.

Как пишет И. Полстер различные «Я»-элементы могут находиться в разных, например конфликтных отношениях друг с другом и «восстановление живого восприятия всех этих разных элементов собственного я- важный шаг на пути формирования мощного и прочного самоощущения человека» (6).
Рассматривая поиск собственного «Я» как универсальную потребность индивида, И. Полстер анализирует факторы, которые влияют на формирование частей «Я», а также описывает возможности использования этих идей в психотерапии. Итак, рассмотрим эти факторы поподробнее.
Предлагаемая концепция Self и я- элементов, строится на четырех ключевых процессах описанных автором: пункт /контрапункт или гармоническая связь; конфигурация; оживление; диалог. Описание этих процессов, с точки зрения И. Полстера, поспособствует пониманию личности, как на поверхности сознания, так и на том уровне, что обычно приписывают бессознательному
1
Понятие «пункт / контрапункт» заимствовано из теории музыки и рассматривается по аналогии с музыкальными партиями, выстроенными одна напротив другой. В психологической концепции «Я»-элементов это означает одновременное присутствие разного опыта в жизненной истории одного человека.

Этот опыт может «звучать» гармонично, а может быть в дисгармоничном («диссонансном») «звучании» внутри общей «полифонии» «Я» отдельного человека. Этот теоретический конскрукт в сущности и представляет собой различие в практике Ф. Перлза и И. Полстера.

Если Ф.Перлз находя подобные дисгармоничные или в каком-то смысле противоположные друг-другу качества, то он работал на интеграцию это дисгармоничного опыта между собой с целью создания нового качества на месте двух противоположных.
И. Полстер же утверждал, что «симфония» может звучать красиво даже когда состоит из двух дисгармоничных мелодий. А именно — противоположные друг-другу «я»-элементы могут присутствовать в жизни человека одновременно, тем самым усложняя и насыщая его внутренний мир.

Так же, с точки зрения автора, некоторые я-элементы могут быть за пределами внимания человека в данный момент, но это не значит, что они менее реальны, чем я-элементы, которые каким-то образом представлены в данный момент. И.Полстер утверждает, что даже смутные я-элементы, которые можно было бы отнести к концепции подсознания, существует на самом деле, а не является «суррогатом, некоторой ролью, которую играет человек» (6).

2
Процесс конфигурации выражается в том, что он соединяет разрозненные детали личного опыта в единое целое, в целостный образ поведения.
Этот процесс имеет несколько стадий:
1. Сначала все переживания просто регистрируются
2. Затем они начинают признаваться как характеристики человека
3. А уже потом формируются в я, как целостный образ, как систему реагирования на окружающую действительность .
3
Процесс оживления И. Полстер связывает с представлением, о том, что Я субъекта превышает сумму переживаний и строится на склонности к творческой фантазии, формируясь из различных признаков, которые являются скоплением пережитых событий. В процессе психотерапии отдельные черты личности оживают, связываясь в целостное «Я», или как уже я обозвал «я»-элемент.
4
Процесс диалога понимается И.Полстером как соперничество различных я-элементов друг с другом за место во внутреннем мире «хозяина». Такое понимание процесса диалога можно рассматривать как развитие представлений Ф.Перлза о невротической раздробленности между любыми парами противоположных характеристик, одновременно присутствующих внутри индивида.
Эти противоположные характеристики часто становятся участниками рабочих диалогов между двумя частями раздробленной пары, феноменологически присутствующих в поведении (6). Диалоги между частями, которые еще не названы я, гештальт-терапия рассматривает как представление о внутренней борьбе человека. Этот конфликт разворачивается между непримиримыми «существами», разместившимися внутри человека.

По представлениям И. Полстера, «терапия ищет такие взаимно отторгающие друг друга существа с помощью диалога, чтобы восстановить гармонию между ними». «Когда человеку трудно собрать себя воедино, гештальт-терапия помогает ему упростить путь к себе. Она делает это с помощью прямой идентификации и активизации отверженных аспектов человека» (6).

Это восстанавливает для жизни существующие в человеке полярности и одна часть личности, которая оказывается отвержена другой частью, может вступить с ней в диалог. А когда два разъединенных я-элемента участвуют в диалоге, возникает другая сущность, где представлены оба эти я-элемента. Такой союз не является победой одной стороны, это «новая композиция, составленная из них» (6).

Теорию я-элементов И.Полстер рассматривает как новую реальность которая, служит лучшему пониманию человека. В его понимании я «принадлежит к психологическим событиям, в которых заложена тенденция осветить и оживить реальность, а не заменить ее» (5), Self -«конфигуративный» подвижный процесс, создающий много различных я-элементов, кроме того я-элемент может существовать вне актуального осознавания, предоставляя только намеки на свое присутствие.

Описывая разнообразие я-элементов, И.Полстер выделяет: Основное я и элементарное я. Основное я является неотъемлемой частью субъекта, которую трудно изменить под влиянием меняющихся обстоятельств, и это его самое главное свойство. Элементарные я в большей степени изменчивы, чем основные. Элементарные я в большей степени связаны с требованиями текущего момента.
По представлениям И.Полстера различные я-элементы могут жить своей жизнью и влиять на поведение человека, не будучи ясно сознаваемыми. Он называет это подспудным я, которое чем-то напоминает бессознательное в психоаналитическом понимании, различие, однако, состоит в том, что подспудное я более персонифицировано, и можно проследить как оно формируется из осознанного опыта.
Существование отдельных я-элементов изолированно приводит человека к раздробленности. В этом случае субъект живет в разладе с собой, а его потребности и поступки приходят в противоречие из-за этих изолированных друг от друга я-элементов.
Каждое я соперничает за господство в характере субъекта, а мы можем видеть палитру их противоречивых проявлений. Каждое присвоенное и названное я можно считать аккумулятором психологической энергии субъекта. Присвоенное я восстанавливает заблокированные чувства субъекта, связанные с его индивидуальным опытом.